«Journal of democracy»: Азербайджан подкупает евродепутатов, демонстративно нарушает нормы СЕ, но Баку все сходит с рук
Азербайджан, вступив в Совет Европы, обязался решить вопрос политзаключенных в качестве условия членства страны. Это был вопрос первоочередной важности для Совета Европы. В 2001 году генеральный секретарь назначил группу независимых юридических экспертов для изучения сотни дел предполагаемых политических заключенных в Азербайджане. ПАСЕ назначила специальных докладчиков, которые встретились с заключенными, а также с властями и написали четыре нелицеприятных отчета. ПАСЕ приняла три резолюции о политических заключенных в стране. Об этом сообщается на сайте «Journal of democracy».
Как сообщается в материале, в 2005 году власти Азербайджана убедили Совет Европы не назначать нового докладчика по политзаключенным, после чего они продолжили расправляться со своими критиками. В 2007 году азербайджанские правозащитные НПО направили обращение в Совет Европы, с просьбой назначить нового докладчика. В марте 2009 года Совет назначил социал-демократа, депутата Бундестага Кристофа Штрассера.
То, что произошло дальше, было беспрецедентным в истории Совета Европы. Как сообщается в статье, сначала, Азербайджан попытался переключить внимание Совета, призывая назначить специального докладчика провести тщательное расследование проблемы политзаключенных в Армении. Потом он сменил тактику, утверждая, что поскольку совет не согласен с определением понятия «политический заключенный», это не будет иметь никакой значимой оценки. Азербайджанские проправительственные НПО опубликовали книги по этой теме и организовали международные конференции, на которые были приглашены несколько десятков депутатов ПАСЕ. Параллельно, азербайджанские чиновники начали «клеветническую кампанию», утверждая, что Штрассер играет на руку российскому «Газпрому» и настраивает Запад против Азербайджана, а лоббист Азербайджана Хакки Кескин написал открытое письмо в Бундестаг, обвиняя Штрасера, в его чрезвычайной предвзятости.
На сайте также отмечается, что Азербайджан всячески препятствовал Штрассеру в посещении Азербайджана, трижды отказав ему в выдаче въездной визы. Впервые в истории ПАСЕ член Совета отказался пускать докладчика в свою страну, чтобы он сделал свою работу. Это должно было стать скандалом, но никакой реакции от руководства ПАСЕ, генерального секретаря или Комитета Министров не последовало. Тем не менее, сам Штрассер не сдавался. Он составил список из 70 предполагаемых политических заключенных и представил его азербайджанским властями, но так и не получил ответа. Он пригласил уважаемого азербайджанского эксперта по защите прав человека Анара Мамедли в Берлин в мае 2012 года, чтобы он помог в работе над списком. Два года спустя Мамедли был приговорен к пяти с половиной годам лишения свободы в Баку. Он до сих пор остается в тюрьме.
Как говориться в статье, в апреле 2011 года группа из 35 депутатов ПАСЕ попросила принять объективные критерии определения «политический заключенный», однако уже в октябре 2012 года некоторые члены той же группы изменили свое мнение, твердя, что ПАСЕ не обладает правовой компетентностью для обсуждения этого вопроса.
На сайте отмечается, что после этого, в январе 2013 года, в ходе наиболее активной дискуссии по количеству участников в истории ПАСЕ, резолюция Штрассера проиграла с результатом голосования 125 против 79. После голосования Штрассер признал свое поражение, заявив журналистам, что будущее Совета Европы как института, который защищает права человека, под вопросом. Азербайджанская делегация, между тем, ликовала. Ее глава – Самед Сеидов – сказал прямо: «Совет Европы принадлежит Азербайджану».
Как отмечается в материале, алиевский режим развязал волну репрессий по всему Азербайджану. Молодежные активисты, блогеры и журналисты оказались брошенными в тюрьму по обвинению в хранении оружия и наркотиков, уклонения от уплаты налогов, или по обвинению в «хулиганстве». Любой правозащитник, который имел отношение к Совету Европы, стал особой мишенью. Арестом этих активистов, режим показал, что не будет последствий за его действия.
В частности, был осужден на 7 лет координатор проектов Совета Европы для поощрения демократии в Баку Ильгар Мамедов по обвинению в подстрекательстве к беспорядкам. В декабре 2013 года настала очередь председателя Центра мониторинга выборов и обучения демократии Анара Мамедли. Правозащитная организация «Human Rights Watch» назвала его арест «вопиющим и циничным актом политической мести». Мамедли, который помогал Штрассеру по вопросу политических заключенных, был обвинен в незаконной предпринимательской деятельности и был приговорен к более чем 5 годам лишения свободы в мае 2014 года.
Как сообщается на сайте, 6 мая 2014 года, министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров представил приоритеты председательства Азербайджана в Совете Европы. В то время, как министры иностранных дел из 47 государств-членов Совета Европы слушали его рассказы о том, что его правительство поддерживает «права человека, верховенство права и демократии», суд в Баку приговорил 8 молодых активистов к тюремному заключению сроком от 6 до 7 лет, однако ни одна делегация в Вене об этом не заговорила. Вопрос был также проигнорирован генеральным секретарем СЕ Турбьерном Ягландом, который является главой комитета Нобелевской премии мира парламента Норвегии.
Как сообщается в материале, в июне 2014 года Ильхам Алиев вернулся в Страсбург, чтобы выступить в ПАСЕ в качестве председателя Комитета министров Совета Европы. За этим последовала очередная волна репрессий. Многие правозащитники собрались, чтобы составить список политических заключенных в Азербайджане. В течение нескольких дней основные авторы этого списка Лейла Юнус и Расул Джафаров были арестованы.
В статье также отмечается, что в сентябре 2014 года независимая комиссия, действующая от имени ПАСЕ, наградила премией «Вацлава Гавела» Анара Мамедли. Ни Комитет министров, ни Генеральный секретарь Ягланд не призвали к его освобождению. Вместо этого в ноябре 2014 года, в статье газеты «TheGuardian», Ягланд назвал Азербайджан «молодой демократией», которая «нуждается в помощи». В действительности, во время председательства Азербайджана в Совете Европы, банковские счета десятков независимых общественных организаций были заморожены. Самым авторитетным местным и международным НПО, таким как IREX и Фонд «Открытое общество», были предъявлены уголовные обвинения. Сотрудники ушли в подполье или находятся в изгнании. Некоторые НПО закрыты.
Материалы по теме: